Даосизм

strict warning: Only variables should be passed by reference in /home/j/janton/shkolapa.ru/public_html/modules/book/book.module on line 560.

Слово «Дао», от которого происходят слова «даосизм», «даосы», «даосский», не является  достоянием исключительно даосизма. Оно принадлежит всей китайской мысли, и каждый философ или ученый человек древнего Китая видел в нем обозначение истины или, точнее, глубочайшей правды и праведного пути жизни. Все китайские мудрецы — приверженцы Дао. Понятие Дао обычно переводится словом Путь или же дается в транскрипции. Термин «Ци» передается по-русски словами «энергия» или «дыхание».

Не будучи в строгом смысле ни философией, ни религией, даосизм сочетает в себе черты того и другого. По учению даосов, воистину существует лишь великое Дао — предвечное, бесконечное, не имеющее «образа, вкуса или запаха». Даосы называют его " Высшим учителем«, «Небесным предком», «Матерью мира» или даже «Творцом вещей», но они не ждут от этого Первопринципа заинтересованности в их личной судьбе или судьбе целой вселенной. Ибо в мире все происходит «само собой»: каждое мгновение времени и каждая частица бытия совершенно самодостаточны.

Мир, по представлениям даосов, есть «превращённое Единое», плод метаморфозы Дао. В связи с этим, в даосской традиции говорилось и о превращении первочеловека, каковым считался полулегендарный основоположник даосизма и верховное божество даосской религии Лао-Цзы, именовавшийся также Высочайшим Старым правителем. Мир для даосов — это «превращённое тело» (Хуа Шэнь) Лао-Цзы. А это значит, что между сердцем человека и телом предвечного Дао существует глубочайшая внутренняя связь. Человек и мир в даосизме нерасторжимы и взаимозаменяемы, как микрокосм и макрокосм.

Даосизм имеет свою историю: его облик и место в китайской истории не оставались неизменными на протяжении столетий. Этап формирования даосской традиции приходится на V — III вв. до н.э. — время расцвета философской мысли древнего Китая. В этот период появились два классических даосских сочинения — "Книга перемен" («Дао-Дэ-Цзин») и «Чжуан-Цзы», в которых изложены основы даосского учения о Дао. Эти книги можно читать как философские произведения, но даосизм никогда не был ни доктриной, ни попыткой объяснения мира. Заветы отцов даосизма будут поняты лишь теми, кто принял мудрость Дао в качестве дела своей жизни, кто ищет в даосских текстах подтверждений своему опыту и указаний для дальнейшего совершенствования.